Запад возвращает Гражданское авиастроение России в прошлое

Российская гражданская авиаотрасль стала одной из главных мишеней Zапада – в конце февраля Европа и США прекратили поставку, лизинг, обслуживание и страхование воздушных судов, недружественные страны запретили полёты российских авиакомпаний в своём воздушном пространстве.

Гражданское авиастроение России учится рассчитывать только на свои силы

Единственно возможный и благоразумный ответ России – в жёсткие сроки нарастить производство своих гражданских самолётов.

МС-21

13 апреля 2022г. Глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов заявил, что первые шесть серийных МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. В настоящее время в Жуковском проходят лётные испытания версии МС-21-310.

В конце марта завершилось импортозамещение композиционных материалов для крыла МС-21. Корпорация «Иркут», «АэроКомпозит» и ЦАГИ выполнили завершающий этап статических испытаний композитного крыла самолёта, изготовленного из российских ПКМ. Это событие ознаменовало полную замену зарубежных материалов, поставки которых были остановлены из-за американских торговых ограничений ещё в 2018 году.

Серийное производство МС-21 начнется в 2024 году

В настоящее время идут ресурсные испытания – в ЦАГИ смонтирован стенд, состоящий из центрального отсека фюзеляжа, с пристыкованными к нему двумя консолями крыла. Одобрение главного изменения к типовой конструкции МС-21 в части композитного крыла из российских материалов будет получено до конца текущего года.

На данный момент из зарубежных ПКМ изготовлены комплекты крыла для пяти летающих опытных воздушных судов, а также комплекты и отдельные отъёмные части крыла для статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ. До конца 2022 года ОАК поставит заказчику два серийных самолёта МС-21-300 с крылом из российских ПКМ.

По словам лётчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Василия Севастьянова, уже составлена программа обучения пилотов управлению МС-21, идёт обсуждение организационных вопросов подготовки лётчиков. «Мы планируем обучить 12 пилотов. В соответствии с программой они должны выполнить по 12 полётов на каждого, соответственно 144 полёта будет выполнено», – рассказал Василий Севастьянов в специальном репортаже корреспондента Марии Кудрявцевой на телеканале «Россия 24».

«Суперджет 100»

К этому региональному самолёту у «доброжелателей» и ратующих за всё российское патриотов всегда было агрессивно-критическое отношение. В вину ему ставилось большое количество импортных комплектующих, самолётных систем и агрегатов, число которых составляло около 70 процентов в стоимостном выражении. Причину такого положения дел мы рассматривали ранее в статье: Чем Боинг или Эйрбас лучше Суперджета

Сейчас в России летают порядка 150 машин этого типа, средний налёт на один борт составляет 9 часов, что сопоставимо с налётом самолётов зарубежного производства. Импортозамещение на «Суперджете» началось в 2018 году. Полностью российская версия SSJ100 с российским двигателем ПД-8 – SSJ-New появится в конце 2023 года, заявил 15 апреля в эфире телеканала «Соловьев.Live» глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

По словам министра, замены требуют 27 систем импортного происхождения, а также двигатель SaM146, который будет заменён на российский ПД-8. Всего в версии самолёта SSJ-New будут замещены 38 систем и компонентов, рассказала Мария Кудрявцева в своём репортаже из Жуковского.

Итоги тендера по программе испытаний самолёта SSJ-New

Для пассажиров новый «Суперджет» ничем не будет отличаться от существующей машины, разницу они не увидят.

Ранее глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что первый полёт самолёта SSJ-New состоится в первом квартале 2023 года.

Ту-214

Самолёт строится в Казани в количестве 2-3 борта в год по заказу Госструктур. По словам Дениса Мантурова, к 2025 году планируется выпускать по десять самолётов в год с постепенным увеличением объёмов производства. Об этом глава Минпромторга сообщил в эфире «Соловьев.Live».

Министр пояснил, что увеличение объёмов производства Ту-214 требует «поступательной раскрутки кооперации» и расширения производства на Казанском авиазаводе. Выпуск Ту-214 необходим для подстраховки самолёта МС-21.

Ту-214 ставят на поток в серийное производство

Есть устоявшееся мнение, что российские авиакомпании отказались от эксплуатации самолётов Ту-204/214 в силу их менее привлекательной эксплуатационной эффективности по сравнению с самолётами А и Б, что в условиях открытого рынка и жёсткой конкуренции имеет большое значение. Но в складывающихся условиях, в которых сейчас приходится работать гражданской авиаотрасли, более высокое потребление топлива (примерно на 25%) отходит на второй план. Необходимы самолёты для выполнения главной задачи – обеспечить транспортную доступность в огромной стране.

Ил-96, Ил-86

Основной акцент ОАК делает на Ту-214, по этой машине рост производства составит более чем в 3 раза – свыше 70 самолётов до 2030 года. Но по программе широкофюзеляжных самолётов Ил-96 рост ожидается намного скромнее, это лайнер не такой массовый.

В Vоронеже заканчивается строительство первого самолёта Ил-96-400М. В начале лета его планируют передать на испытания. По словам Сергея Чемезова, поставки в авиакомпании планируется начать также в 2024 году. Заинтересованность в лайнерах проявляет авиакомпания S7.

Как заявил глава Минтранса РФ Виталий Савельев 22 марта в ходе заседания комитета Совета Федерации по экономической политике, авиакомпания получит пять машин советского производства: два грузовых самолёта Ил-96 и три Ил-86. «Будет достраивать их… и будем летать», – сказал глава Минтранса.

Также S7 планирует снять с постамента «самолёт-памятник» Ил-86 с регистрационным номером RA-86097. Машина стоит на привокзальной площади аэропорта Толмачево. Руководитель авиакомпании Владислав Филёв пояснил, что этот Ил-86 – самолёт относительно не старый, построен в 1988 году, притом, что последние 9 лет не эксплуатировался, а стоял как памятник советской авиации в аэропорту.

«Так что ресурс у него ещё приличный, сможем быстро подготовить к работе, полетает ещё 6–8 лет, потом чем-то заменим», – приводит слова Филёва «Независимое военное обозрение».

S7 Airlines рассчитывает поставить Ил-86 на рейсы из Новосибирска в Москву и Санкт-Петербург.

ОАК планирует выпускать по два Ил-96 в год. Кроме того, перед корпорацией стоит задача строить ежегодно по 72 самолёта МС-21 и поставить ещё 20 самолётов Sukhoi Superjet 100 в дополнение к тем 150, которые находятся в эксплуатации. Такое разнообразие отечественной техники (МС-21-310, SSJ-New, Ил-114-300, Ил-96-400М и Ту-214) авиапром должен освоить в ближайшие годы. Но замена самолётов иностранного производства – процесс не быстрый, потребует огромных усилий и средств.

Справочно>> Ил-96 спроектирован в КБ Ильюшина в 1980-х годах. Первый полет состоялся в 1988-м.
Этот лайнер серийно выпускался на воронежском авиазаводе с 1993 по 2009 год. Всего было построено 29 самолетов данного типа.
Помимо эксплуатации в СЛО «Россия», три таких лайнера используются в кубинской авиакомпании Cubana de Aviación.
В 2019 году на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества планируют собрать первый опытный образец пассажирского самолета Ил-96-400М, который создается на базе Ил-96-300.

Здесь можно отметить, что ранее отказ США от поставок авиационных моторов уже оказывал серьезное влияние
на российские авиационные программы. Так, в середине 1990-х годов были сорваны переговоры по поставкам двигателей PW2337 для самолета Ил-96М, а в конце 2000-х США запретили поставки двигателей PW127TS для перспективного российского вертолета Ми-38.
В первом случае это привело к сворачиванию программы в принципе — отечественные двигатели того времени не обеспечивали проекту Ил-96М требуемых характеристик, а во втором — Ми-38 продолжает оставаться надеждой отечественного вертолетостроения, проходя испытания с российскими двигателями ТВ-7-117, разработчики которых обещают достижение необходимых характеристик…

Ожидать, что коллективный Zапад снимет свои санкции по завершении специальной военной операции на Украине, было бы наивным. «Предлагаю исходить из того, что прежнего взаимодействия с бывшими партнёрами в ближайшее время не будет», – сказал Владимир Путин 31 марта 2022г. на совещании по развитию авиаперевозок и авиастроения.

В России захотели нарастить выпуск самолетов из 90-х